Скрипка относится к исконно Русским народным музыкальным инструментам, однако, утверждать это, а тем более, подтверждать, сегодня мало кто сможет.
Музыканты-скрипачи могут рассуждать о происхождении скрипки и ее развитии в самых разных странах (Индия, Китай; Греция, Италия и тому подобное), но даже они не могут предположить, что скрипка является Русским народным музыкальным инструментом.
Сегодня, на слуху у всех находятся скрипки страдиварии, гварнери или амати, но даже они появились на свет только лишь в XVI веке, как результат доработки ранее известных экземпляров.
Что же это за «отдельные экземпляры»?
Если перенестись в Россию XI века, то на фресках известнейших соборов (например, Софийского) можно заметить Русских придворных музыкантов-скрипачей.
Можно обратить свое внимание на современное расположение скрипки, зажатой между подбородком и плечом, а также на современную, прямую форму смычка.
Все дело заключается в том, что эта поза не была известна европейцам, а прямая форма скрипичного смычка была заменена на дугообразную, более распространенную.
Первые изображения скрипача-европейца (итальянца) начали появляться лишь в XVI веке.
Однако, где же пропала Русская скрипка, и почему она вдруг появилась в италии?
Обратимся к истории и прочитаем указ Царя Алексея Михайловича от 1684 года:
«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, то все велеть вынимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».
Вполне понятно, что скрипка также была причислена к разряду «бесовских музвкальных инструментов».
Можно добавить, что происхождение слова скрипка относится к глаголу «скрипеть».
Рядом со скрипкой возникло множество других музыкальных инструментов: скрипель, скрипица, смык, гудок.
|